Навигатор профилактики девиантного поведения

Рекомендации по охране психического здоровья детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЯ ВСПЫШКИ КОРОНАВИРУСА

 

Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронаривирусной инфекции COVID-19 разработанные союзом охраны психического здоровья.

В январе 2020 года ВОЗ объявила вспышку нового коронавирусного заболевания чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. ВОЗ заявила, что существует высокий риск распространения коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19) на другие страны мира. В марте 2020 года ВОЗ сделала заявление о том, что COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию. ВОЗ и органы общественного здравоохранения во всем мире принимают меры по сдерживанию вспышки COVID-19. Однако это кризисное время порождает стресс у населения.

Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования были разработаны в качестве примеров сообщений, адресованных родителям, педагогам и детям для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ.

Родителям

1.                  Поддерживайте привычный ритм жизни семьи, насколько это возможно, или создавайте новые семейные традиции (игры), особенно если дети должны оставаться дома. Обеспечьте вовлечение детей в соответствующие возрасту домашние мероприятия, включая мероприятия по их обучению. Старайтесь максимально использовать игровые формы.

2.                  Насколько это возможно, поощряйте детей продолжать играть и общаться со своими сверстниками. При этом возможно обсуждать такие контакты, как регулярные телефонные или видео-вызовы, другие соответствующие возрасту коммуникации (например, социальные сети в зависимости от возраста ребенка) с ограничением времени.

3.                  Помогите детям найти открытые способы выражения таких чувств, как страх и печаль. У каждого ребенка есть свой способ выражения эмоций. Иногда участие в творческой деятельности, такой как игра или рисование, может облегчить этот процесс. Дети чувствуют облегчение, если они могут выразить и передать свои чувства в безопасной и благоприятной среде.

4.                  Во время стресса и кризиса дети обычно больше стремятся к общению с родителями. Обсудите COVID-19 с вашими детьми, используя возрастной подход. Если у ваших детей есть проблемы, то совместное решение этих проблем может облегчить их беспокойство. Дети будут наблюдать за поведением и эмоциями взрослых, чтобы получить подсказки о том, как управлять своими собственными эмоциями в трудный для них период.

5.                  Дети могут реагировать на стресс по-разному, например быть более цепкими, тревожными, замкнутыми, злыми или возбужденными, мочиться в постель и т. д. Реагируйте на реакцию вашего ребенка с пониманием, прислушивайтесь к тому, что его волнует, оделяйте его любовью и вниманием.

6.                  Объясните детям, что вирус не является фактором этнической или национальной принадлежности, чтобы не провоцировать неприязнь к сверстникам, взрослым людям иной национальности, а воспитывать чуткость и сострадание к беде тех, кто пострадал от вируса.

7.                  В простой доступной форме предоставьте детям факты о том, что произошло, объясните, что происходит сейчас, и дайте им четкую информацию о том, как снизить риск заражения этой болезнью, словами, которые они могут понять в зависимости от своего возраста.

8.                  Расскажите детям о путях передачи коронавируса: Заразиться COVID-19 можно от других людей, если они инфицированы вирусом. Заболевание может передаваться от человека к человеку через мелкие капли, выделяемые из носа или рта больного COVID-19 при кашле или чихании. Эти капли попадают на окружающие человека предметы и поверхности. Другие люди могут заразиться в результате прикосновения сначала к такай предметам или поверхностям а затем - к глазам, носу или рту. Кроме того, заражение может произойти при вдыхании мелких капель, которые выделяются при кашле или чихании человека с COVID-19. По этой причине важно держаться от больного человека на расстоянии более 1 метра.

9.                  Объясните, как избежать заражения: (1) не контактировать с людьми, имеющими признаки простуды и ОРВИ (выделения из носа, кашель, чихание и др.); (2) не посещать массовые мероприятия (кинотеатры, студии, секции, театры, цирки, филармонии, консерватории, пр.); (3) как можно чаще мыть руки с мылом; (4) по возможности, не трогать руками глаза, рот и нос; (5) по возможности, не прикасаться к ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных местах; (6) избегать приветственных рукопожатий, поцелуев и объятий; (7) вести здоровый образ жизни, вовремя ложиться спать и высыпаться, сбалансированно питаться и регулярно делать зарядку. Обратите внимание на то, что вам необходимо регулярно проветривать помещение и делать влажную уборку". Превратите эти занятия в забавную игру для всей семьи.

10.              Превратите скучный рассказ о путях передачи коронавируса и способах профилактики в игру («Да», «Нет», «Не знаю»), где дети могут двигаться, радоваться успешным ответам и возможности общения с вами.

11.              Сведите к минимуму просмотр, чтение или прослушивание новостей, которые могут вызвать тревогу и волнение у ваших детей. Объясните им, что вы сами дадите им достоверную информацию, которую возьмете из надежных источников.

12.              Если возникли проблемы с членами семьи, обратитесь за информацией к сайту Минздрава России. Самую последнюю информацию о коронавирусной инфекции Вы также можете на сайте ВОЗ.

Педагогам

1.                  Обеспечьте детям благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам. Сконцентрируйтесь на сохранении здоровья детей, их психологического и социального благополучия.

2.                  Не привлекайте излишнего внимания детей к обсуждаемой проблеме. Сохраняйте рутинный уклад учебной работы с привычными для детей нормами ее оценки.

3.                  В простой доступной форме предоставляйте детям информацию о том, что произошло, объясните, что происходит сейчас, и давайте им четкую информацию о том, как снизить риск заражения этой болезнью, словами, которые они могут понять в зависимости от своего возраста.

4.                  Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности (напр. олимпиады, квесты, соревнования), которые позволят и детям, и их родителям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.

5.                  Пользуйтесь надежными источниками информации в определенное время в течение дня, один или два раза. Внезапный и почти постоянный поток новостных сообщений о вспышке болезни может вызвать беспокойство у любого человека.

6.                  Поддерживайте детей и родителей. Помощь другим людям в трудную минуту может принести вам лично психологическую пользу. Например, найдите возможности для распространения позитивных и обнадеживающих историй о выздоровлении людей, снижении распространения коронавируса.

7.                  На вас сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье детей, психологическое и социальное благополучие членов их семей и академическую подготовку учащихся. Относитесь к этой ситуации как к особым условиям работы. Берегите себя. Помните, что забота о своем психологическом состоянии так же важна, как и забота о физическом здоровье. Умейте справиться со стрессом, находить положительные эмоции и вести полноценный здоровый образ жизни. Занимайтесь дыхательными и физическими упражнениям, упражнениями для релаксации, ходите на прогулки, чтобы поддерживать активность и уменьшать напряжение.

Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса

(По мотивам рекомендаций Роберта Лихи, одного из ведущих в мире специалистов по тревожным состояниям)

За последние несколько дней жизнь здорово изменилась, в школах вводят удаленную форму обучения, родители работают из дома, с друзьями сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредо-точиться на возможностях, которые у тебя появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом.

Ниже — несколько советов, которые помогут не упасть духом и не поддаться тревоге и в то же время отнестись к ситуации серьезно.

·                     Вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет очень маленькая. Дети и подростки почти не болеют коронавирусом или переносят его в очень легкой форме.

·                     Несмотря на это, есть процедуры, которые могут помочь дополнительно снизить вероятность заразиться: мыть руки после улицы, перед едой, бороться с привычкой грызть ногти, если она есть (наконец-то теперь есть достойная мотивация), — именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека: спать не меньше 7,5 часов: хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это по¬может поддержать и укрепить иммунитет).

·                     Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Да. приходится сидеть дома, не ходить в школу, не встречаться с друзьями. Скучно..., но... Очень важно, чтобы ты понимал, сейчас не наступает апокалипсис, каким мы его знаем по фильмам про зомби; наоборот,

Рекомендации подготовлены Ю.В. Зарецким, доцентом факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического уни-верситета.

·                     Нас просят меньше выходить из дома, чтобы предотвратить заражение большого количества людей. Например, в Китае, где люди очень серьезно к этому отнеслись, уже почти все заболевшие поправились и новых случаев заражения почти нет. Теперь и нам придется набраться терпения.

·                     Если ты большую часть дня отслеживаешь все новостные ленты, это только усиливает твое беспокойство и тревогу. Лучше поменять тактику, выбрать 1—2 ресурса, которым ты или твои родители больше всего доверяют, и уделять этой новости 10 минут утром и 10 минут вечером.

·                     Одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята начали выкладывать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Может быть, и ты сможешь посмотреть на эту ситуацию под таким углом?

·                     Если же тревожные мысли постоянно атакуют тебя, помни, что тревога — это не опасно, тебе не нужно думать о каждой тревожной мысли. Представь их как проплывающие по небу облака и попробуй сосредоточиться на своих делах, более приятных или важных.

О Детском телефоне доверия 8-800-2000-122

Единый общероссийский номер детского телефона доверия - 8-800-2000-122 создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации совместно с субъектами Российской Федерации в сентябре 2010 года. В этом году Телефон доверия отметил 10 лет и на сегодняшний день на него поступило более 9,5 миллионов обращений, то есть в год примерно 1 млн детей и взрослых звонит на телефон доверия! В настоящее время к нему подключено более 220 организаций во всех субъектах Российской Федерации. В 67 регионах телефон доверия оказывает помощь своим абонентам в круглосуточном режиме.

Кто может позвонить? Любой ребенок и подросток, который столкнулся с любой проблемой (в отношениях с друзьями, родителями, учителями, стресса из-за учебы, переживаний личного характера) или родитель (законный представитель), который столкнулся с проблемой в детско-родительских отношениях и трудностях в воспитании.

Откуда можно позвонить? При звонке на этот номер в любом населенном пункте, даже в небольшом городе или деревне Российской Федерации со стационарных (домашних городских) или мобильных телефонов дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается психологами.

Платный ли звонок? Нет, звонок любой продолжительности с любого телефона любого оператора и с любым тарифом бесплатный.

Могут ли меня вычислить? Узнает ли кто-то о моем звонке? Анонимность и конфиденциальность - основные принципы телефона доверия. Ты (вы) можешь не представляться или представиться любым вымышленным именем. На телефоне доверия нет определителя номера и о твоем звонке никто никогда не узнает. Тайна обращения гарантируется. Но если твоя жизнь в опасности, тебе нужна помощь полиции или медиков - ты можешь довериться этим специалистам, назвать себя и свой адрес.

С какими проблемами обращаются? Чаще всего обращаются с такими проблемами:

·                     проблемы во взаимоотношениях со сверстниками - друзьями и противоположным полом (со мной не дружат, я поссорился с другом и не знаю как помириться, булинг, я не такой как все (толстый, рыжий и т.д.), мне одиноко, я влюбился и мне не отвечают взаимностью и т.д.);

·                     проблемы во взаимоотношениях с родителями (меня не понимают, им нет до меня никакого дела или наоборот - меня опекают, не разрешают мне гулять/дружить с кем-то, заставляют поступать в институт, который мне не нравится, постоянно на меня орут, ругают за двойки, мама с папой разводятся и я чувствую себя никому не нужным, родился брат/сестра и я им не нужен и т.д. и т.п.);

·                     проблемы в школе (боюсь экзаменов, не хочу учиться, плохие отношения с учителями, стресс перед ЕГЭ, боюсь получить двойку и т.д.);

·                     тревожные и суицидальне звонки (я в депрессии, я не вижу выхода из моей трудной ситуации, я не хочу жить);

У детского телефона доверия есть сайт и группы в соцсетях. На главной странице сайта посетитель увидит слайдер с возможностью выбрать свою возрастную группу - «дети», «подростки» и «родители». В зависимости от вкладки, страницы расскажут о наиболее частых проблемах, с которыми обращаются на детский телефон доверия.

Для детей актуальны вопросы страхов - остаться одному дома, получить плохую оценку, пойти к врачу. Подростков волнуют экзамены, критическое отношение к своей внешности, конфликты со сверстниками и родителями, несчастная любовь. Родители обращаются с проблемами в процессе воспитания своих чад - ребенок не слушается, много сидит за компьютером, связался с плохой компанией или не хочет учиться. Сайт позволяет не только ознакомиться с перечнем самых часто задаваемых вопросов, но и прочитать подробные ответы опытных психологов на них.

Посетители сайта узнают как справляться с одиночеством и находить друзей, что делать при суицидальных настроениях, как завоевать уважение сверстников и найти общий язык с родителями. При этом родители смогут узнать, что волнует их детей, а дети — понять, что в их поведении беспокоит родителей.

Подготовлено по материалам Минпросвещения России

 

Родителям о дистанционном обучении детей

Все российские школы с 23 марта переходят в режим дистанционного обучения. В некоторых из них на ближайшую неделю приходятся каникулы, в других учителя, ученики и родители энергично осваивают новые инструменты. Если помочь ребенку приспособиться к учебе из дома, он сможет заниматься в соответствии со школьной программой, поддерживать связь с учителями и одноклассниками, а заодно повысить свою цифровую компетентность и «прокачать» навыки самостоятельной работы.

Как облегчить переход на дистанционное обучение

Чтобы адаптироваться к дистанционной учебе, первое время ребенку потребуется активная родительская помощь. Прежде всего позаботьтесь о том, чтобы переход прошел максимально спокойно. Объясните ребенку, с чем связана невозможность посещать школу, почему важно избегать общения в больших группах людей и как изменится его жизнь на ближайшее время.

Создать учебную обстановку дома

Если вы уже знаете, как будет организовано обучение, подробно расскажите ребенку, как будут проходить занятия и день в целом, в какое время делать уроки и другие детали. Облегчить процесс помогут и другие меры:

·         выделить ребенку рабочее место с компьютером (или хотя бы с телефоном), где его никто не будет отвлекать от занятий;

·         помочь, если это необходимо, в установке программ, которые предлагает использовать школа на время дистанционного обучения, и в регистрации в онлайн-сервисах;

·         если ребенок еще недостаточно самостоятельный, выяснить расписание онлайн-уроков, систему и сроки выполнения домашних заданий, и довести до него эту информацию;

·         договориться, что во время уроков он будет прилично одет, умыт, причесан, не будет есть или пить перед экраном;

·         при этом лучше заранее обговорить, что в паузах между уроками ребенок будет вставать из-за стола, двигаться, пить воду;

·         показать ребенку преимущества онлайн-обучения: уроки проходят не в школе, а в привычной и интересной детям компьютерной среде, учебные материалы часто можно подбирать по своему усмотрению, дистанционный формат позволяет более свободно распоряжаться своим временем.

Отладить новый ритм жизни

Постарайтесь продумать и выработать новый режим дня ребенка. Выделите в нем четкие промежутки времени для сна, завтрака, обеда, гимнастики и, конечно, прогулок. Важно, чтобы они проходили с членами семьи или в одиночестве, без контакта с посторонними людьми.

Заменить дефицит личного общения помогут разговоры по телефону или переписка в соцсетях с друзьями, поэтому если в семье жесткий кодекс цифровой гигиены, можно временно пересмотреть некоторые правила.

111112.jpg

Провести время с пользой и укрепить отношения помогут и совместные занятия для всей семьи: игры, чтение, кино или просто разговоры, на которые раньше не хватало времени.

Еще самоизоляция — хороший повод приобщить ребенка к домашним делам, если он еще в них не участвовал. Можно начать с совместной влажной уборки, которая снизит уровень тревожности у всех членов семьи, а затем и вместе приготовить что-нибудь вкусное или поручить помыть посуду.

Ресурсы для школьников: уроки в разных форматах

Очевидно, что быстрый переход на дистанционное образование невозможен без оперативного внедрения специальных средств обучения. Постепенно все школы найдут способы учить своих учеников на расстоянии в соответствии с программой. Министерство просвещения РФ уже опубликовало список ресурсов, которые рекомендованы школам для организации онлайн-обучения. Но пока эта система налажена не везде, на помощь приходят разнообразные платформы и ресурсы для самостоятельных занятий.

Этот вариант требует от родителей и детей больших усилий, но может оказаться более интересным и полезным, в том числе с точки зрения развития ребенка. Перечислим несколько ресурсов, которые позволят успешно продвигаться вперед по программе обучения в домашних условиях.

Российская электронная школа

Проект Российской электронной школы (РЭШ) собрал более 6 тысяч интерактивных видеоуроков от лучших преподавателей страны по всем предметам школьного курса с 1 по 11 классы. Чтобы обеспечить усвоение материала, каждая тема разделена на несколько модулей: мотивационный, объясняющий, тренировочный, контрольный и дополнительный.

Платформа была создана, чтобы дать возможность школьникам восполнить пробелы в знаниях из-за пропуска занятий — неважно, по какой причине. Здесь собраны видео, конспекты и тренажеры, есть интерактивные задания и контрольные работы. Все уроки соответствуют ФГОС, заниматься можно бесплатно после регистрации. В бесплатном доступе находятся также записи спектаклей, концертов, фильмотека и другие материалы.

123.jpg

Проект образовательной платформы Сбербанка

К концу марта собственную образовательную платформу для школьников планирует запустить Сбербанк. В тестовом режиме она будет рассчитана на 500 тысяч учеников 5–8 классов и начнет работать в семи регионах: Татарстане, Калининградской, Нижегородской, Липецкой, Новгородской, Томской и Кемеровской областях. Обучение будет проходить бесплатно, а родители смогут отслеживать процесс освоения материала.

Онлайн-школа Фоксфорд

В связи с закрытием школ бесплатный доступ на месяц к своим обучающим материалам открыла платформа «Фоксфорд». Уроки для учеников 5–11 классов проходят здесь в формате вебинаров (в реальном времени или в записи), проходят и контрольные работы. Чтобы начать учиться дистанционно, нужно перейти по ссылке, указать свой класс и зарегистрироваться.

Домашняя школа InternetUrok.ru

В Домашней школе также можно учиться по стандартной школьной программе в соответствии с ФГОС. После регистрации доступна пробная неделя занятий, а затем нужно выбрать один из вариантов: доступ к материалам и самостоятельное обучение, дополнительные занятия с преподавателем, полное обучение вплоть до получения аттестата.

Проект «Виртуальная академия»

На сайте собраны более тысячи бесплатных видеоуроков по всем основным школьным предметам. На случай, если вашему ребенку этот формат «не заходит», есть конспекты уроков и проверочные работы. Еще одна особенность сервиса — расширенные возможности для преподавателя. В виртуальной учебной комнате можно загрузить урок прямо в учебную оболочку и вести его на интерактивной онлайн-доске.

Инструменты, ориентированные на учителей и родителей

Яндекс.Учебник

Бесплатный ресурс содержит задания по математике и русскому языку для учеников 1–5 классов. Всего на платформе 45 тысяч заданий, и все они соответствуют ФГОС. Чтобы приступить к занятиям, учителю нужно зарегистрироваться, выбрать школу, класс и добавить учеников. Зато после начала занятий педагогу наверняка понравится автоматическая проверка заданий.

Кроме того, Яндекс уже работает над платформой для полноценного дистанционного обучения. Там можно будет проводить интерактивные видеотрансляции, а еще будут доступны видеоуроки от ведущих преподавателей по всем предметам. Сервис будет бесплатно доступен по всей стране в конце марта.

 

Российский учебник

Корпорация «Российский учебник» открыла для всех российских учителей доступ на 30 дней к коллекции учебников, интерактивным заданиям и тестам, наглядным и методическим материалам, записям вебинаров и онлайн-курсам повышения квалификации. Платформа позволяет педагогам эффективнее готовиться к урокам и автоматизировать проверку знаний, а ученикам — заниматься с удовольствием даже вдали от привычного класса.

345.png

Учи.ру

Бесплатная образовательная платформа «Учи.ру» предлагает школьникам интерактивные курсы по основным предметам начальных классов, по математике и английскому языку для 5–9 классов и материалы для подготовки к контрольным работам. Обсуждать задания учителя и ученики могут во внутреннем чате, а прогресс или проблемы в освоении материала наглядно видны в личном кабинете. Чтобы начать пользоваться ресурсом, учителю нужно зарегистрироваться, добавить учеников в систему и разослать им данные для входа.

Skyes School — совместный проект Skyeng и «Просвещения»

Онлайн-школа английского языка Skyeng до 24 апреля открыла бесплатный доступ для всех российских школ к цифровой образовательной среде Skyes School. Кроме уроков, аудио- и видеоматериалов в нее встроены электронные рабочие тетради от издательства «Просвещение», задания в которых после выполнения проверяются автоматически. Учителя могут давать ученикам индивидуальные задания для разного уровня языка, а за прогрессом наблюдать с помощью наглядной статистики. А ученикам наверняка понравится мобильное приложение для изучения лексики.

Геймерский чат Discord

Бесплатный голосовой и текстовый онлайн-чат Discord доступен даже без установки — прямо из браузера — но после регистрации. Учитель может поделиться ссылкой на чат с учениками (многим из них интерфейс наверняка будет знаком: в Discord любят «чатиться» геймеры) и проводить уроки по привычному расписанию в аудио- или текстовом режиме.

Сервис Zoom

Видеть всех учеников на одном экране, общаться с ними и показывать слайды в реальном времени — такой способ проведения урока стал возможен благодаря сервису для видеоконференций Zoom. Присутствие на виду друг у друга и в поле зрения учителя заставляет детей ответственнее относиться к учебе. Сервис вполне можно использовать и для проведения виртуальных родительских собраний.

 

Текст: Игорь Александров

Ссылка: https://растимдетей.рф/articles/shkolniki-ostalis-doma-kakie-est-varianty

Психологи советуют: #СИДИМДОМА

Советы психолога

 

Когда нет возможности пойти в детский сад, школу или хотя бы погулять на улице из-за риска заразиться или заразить других, дошкольникам приходится проводить время дома. Мультфильмы, книги, куклы, машинки и конструкторы уже успели надоесть. Как восполнить недостаток общения со сверстниками и сделать домашнюю жизнь более разнообразной? Можно по-новому взглянуть на привычные игры или обратиться вместе со старшими к семейному наследию.

 

В ситуации неопределенности, в которой сейчас находится человечество, способность к игре может оказаться спасением. Играя, дети учатся быть членами общества: общаться друг с другом, договариваться, решать конфликты, ставить себя на место другого, отличать важное от второстепенного.

Сейчас детям больше, чем обычно, нужна игра. Все, что могут сделать взрослые, — поддерживать и вдохновлять ребенка на игру. Об этом говорит психолог Людмила Петрановская.

У взрослых может возникнуть идея использовать время самоизоляции для развивающих занятий, обучения письму, счету. Но психолог призывает родителей дать детям возможность больше играть. В дошкольном возрасте они отыгрывают то, что чувствуют, видят вокруг, — и так адаптируются к реальности.

Если в семье один ребенок или между детьми большая разница в возрасте, то дошкольнику приходится в основном развлекать себя самому. Он может играть сам с собой, разыгрывая истории с куклами, зверями или машинами, может строить замки, рисовать, смотреть мультфильмыслушать аудиосказки. Но все эти занятия не дают ребенку того, в чем он остро нуждается в изоляции, — непосредственного игрового общения с другими людьми. Какие есть способы устроить «многопользовательскую» игру дома?

001.jpg

Телефоны и видеосвязь позволяют играть на расстоянии

Один из основных видов игры в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра. Ее называют королевой всех игр. Она следует за образной игрой: когда ребенок примеряет на себя образы домашних животных («Сегодня я котик»), сказочных или мультяшных персонажей («Моя фамилия Барбоскина»), реальных людей («Я как бабушка»). Дети, играя в «котика», идут за выбранной ролью, исследуют сюжет, который она дарит.

Когда ребенок дорастает до сюжетно-ролевой игры, интерес его смещается с отдельного образа на отношения между разными ролями. В этой игре нужен второй и даже третий игрок, то есть сверстники. Если в семье нет близких по возрасту детей, ребенок приглашает поиграть родителей, но для взрослых это может быть утомительно.

Есть выход: игры по видеосвязи, с помощью мессенджеров, скайпа, зума. Если ваш ребенок еще не догадался, что так можно общаться с приятелем из соседнего подъезда, с девочкой из детсадовской группы, с ребенком близких друзей, стоит его научить. 002.jpg

На расстоянии можно играть в любую сюжетно-ролевую игру, которая помогает детям изучать мир взрослых, копируя его: в «больницу», «магазин», «войну», «обед», «чаепитие». На первых порах родителям стоит помогать детям, чтобы они могли приспособиться к онлайн-формату: рассказать, как направить камеру смартфона на игровые предметы (детскую посудку, куклы, пластмассовый пистолет), которые задействованы в сюжете, научить детей взаимодействию друг с другом.

Сверстники для игры могут и не понадобиться, если есть бабушка или дедушка, которые живут отдельно и с которыми у ребенка налажен контакт. При желании они могут «приходить в гости» в зуме, разыгрывать маленькие сценки на экране с помощью пальчиковых игрушек, читать детям книги и даже играть с ними в прятки. Для этого понадобится помощь родителей: ребенок прячется, бабушка старается угадать, куда именно. Мама (или папа) с телефоном показывает. Если ребенок не нашелся, бабушка угадывает снова.

Старшие дошкольники, которые уже умеют играть в настольные игры, тоже могут соревноваться с друзьями по скайпу. Для этого нужно одно — чтобы камера у одного из игроков, которого назначают ведущим, показывала игровое поле. Ведущий будет передвигать фишки за всех игроков, а игроки на своей стороне будут бросать кубик и выполнять задания.

003.jpg

Родители могут научить детей играм из прошлого

Можно поделиться с детьми знаниями об играх, в которые вы играли в детстве. «Эти игры были придуманы на узких городских улицах, в маленьких дворах, в подворотнях, — объясняет Людмила Петрановская. — Они легко впишутся в пространство небольших городских квартир». Конечно, если детей в доме немного, в играх придется принять активное участие взрослым.

Резиночка

Девочки (а иногда и мальчики) очень любили попрыгать через бельевую резинку, у которой связаны концы. Ее натягивали в две параллельные линии между расставленными ногами двух участников игры или между стульями, лавочками. Начиналась игра с уровня щиколоток, а недостижимый идеал — прыгать через резинку, поднятую до уровня шеи. Тот, кто прыгает, не должен задевать за резинку; если заденет — прыгает следующий участник. Фигуры и схемы игры можно посмотреть в YouTube — скучающие по прошлому взрослые записывают видео и выкладывают в сеть.

Классики

И «резиночка», и «классики» могут стать испытанием для ваших соседей снизу, но если вы живете на первом этаже или соседи у вас понимающие, попрыгать детям будет полезно. Классические «классики» чертились мелом на асфальте, домашние «классики» можно обозначить лейкопластырем или бумажным скотчем. Основное правило — не попадать при прыжках на черту — не меняется.

Колечко

В эту игру лучше всего играть всей семьей, особенно если она большая, — так интереснее. Игроки садятся в ряд и вытягивают вперед сложенные лодочкой руки. Ведущий прячет между сложенными ладонями колечко (пуговицу, монетку), подходит по очереди ко всем игрокам и старается незаметно передать колечко кому-то из них. При этом нужно приговаривать: «Я колечко ношу и кому-то подарю». Когда ведущий, обойдя всех, выкрикивает «Колечко-колечко, выйди на крылечко!», тот, кому оно досталось, должен попытаться выйти вперед из ряда, а остальные — его удержать. Веселая возня и шутки гарантированы.

Море волнуется раз…

Тут тоже нужны команда и ведущий. Ведущий произносит такие слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!» Вместо морской фигуры можно заказать игрокам любую другую: спортивную, ночную, странную, сказочную.

Пока слова повторяются, игроки двигаются, а когда ведущий произносит «Замри!» — замирают. Ведущий обходит все «фигуры», выбирает одну из них; игрок должен показать в движении, кого или что задумал. 

Если ведущий не угадает, кого или что показывает игрок, идет к следующей фигуре. Если угадал, игрок становится ведущим

004.jpg

«Съедобное и несъедобное», «да и нет не говорить», «фанты», «морской бой» — есть много полузабытых игр, с которыми можно познакомить детей. Стоит взглянуть на игру иначе — и помочь ребенку сориентироваться, подарить ему старые игры в новых обстоятельствах. Людмила Петрановская считает, что детям будет полезен новый опыт, а для взрослых игры их детства могут стать отличной перезагрузкой в стрессовых условиях. Желание увлечь ребенка тем, что любили вы сами, удовольствие, с которым вы будете объяснять ему правила и сами поучаствуете в игре, станут лучшим аргументом в пользу того, чтобы ее освоить.

Фото: Коллекция/iStock

Текст: Наталья Волкова

Сайт: Растим детей https://растимдетей.рф/articles/obshchatsya-s-pomoshchyu-igry-nesmotrya-na-izolyaciyu